Цвет древесных пород для мозаичных композиции
Казалось бы, какой может быть разговор о богатстве цвета древесины, когда многим известны бревна и доски, из которых строят дома, сараи, городят заборы. Немало людей заготовляют летом дрова, а в долгие холодные зимы подкидывают смолистые поленья в пылающие жаром печки. И впрямь, люди за долгие годы смогли познакомиться с древесиной, так сказать, в лицо. Поэтому представление о ее цвете сложилось довольно определенное: древесина большей частью светлая с несколько желтовато-охристым оттенком. Даже в художественных произведениях о цвете говорится как о пронизанном теплом желтизны. Вот несколько примеров:
...И теперь, когда вот новым светом
И моей коснулась жизнь судьбы,
Все равно остался я поэтом
Золотой бревенчатой избы.
С. Есенин
Свой «золотистый, еще пахнущий свежим деревом дом...» вспоминает Матрена Никитична из романа Б. Полевого «Золото». К. Паустовский в повести «Золотая роза» дает несколько иное, но тоже тепловато-желтое определение цвета дерева: «Но вот на бревенчатые стены ложатся квадраты оранжевого цвета, и бревна загораются, как слоистый янтарь».
В романе В. Н. Иванова «Черные люди» встречаем пол, который «чист и выскоблен, как яичный желток», а дворец в селе Коломенском, описанный в этом же романе, имеет стены «медового цвета». Казалось бы, все ясно — дерево золотистого, янтарного, медового цвета или цвета яичного желтка. Но вот К. Паустовский в повести «Кара-Бугаз» вносит иной цвет древесины: «Около укреплений, густо заросших полынью, нашли мы три тутовых дерева, настолько древних, что сердцевина их походила на старое серебро».
Это уже не желтизна, а темная седая серебристость. Значит, дерево может быть и такого цвета? А если вспомнить не раз встречавшиеся на страницах книги названия черного и красного дерева, то становится ясно, что разные породы обладают многоцветней материала. Иначе не было бы искусства деревянной мозаики, которое развилось лишь благодаря красоте и разнообразию природных узоров и цвета материала.
Оттенки дерева настолько богаты, что мозаичные композиции из них можно успешно набирать без какой бы то ни было подкраски. Несмотря на сдержанную и, в общем, несколько приглушенную окраску, древесная палитра природного материала включает многие оттенки от белоснежного английского остролистника до совершенно черного египетского эбенового дерева.
Причем все оттенки очень сложны по цветовому составу и обычные названия красок — зеленая, желтая, красная, фиолетовая и т. п. — не подходят для определения цвета поверхности деревянного среза. Есть, например, амарантовое дерево, произрастающее в Южной Америке.
Его еще называют фиолетовым. Но если попытаться составить оттенок цвета этой породы, то к спектральному фиолетовому цвету потребуется примешать немало гасящих и облагораживающих оттенков, чтобы получить что-нибудь похожее. То же относится и к красному, розовому дереву, и к каждой древесной породе. А обилие древесных пород очень велико. Например, в деядротеке (своеобразной библиотеке, где на полках вместо книг стоят образцы дерева) Тимирязевской сельскохозяйственной академии собрано две тысячи образцов со всех концов света.
И, как утверждают специалисты академии, здесь представлены еще далеко не все виды деревьев. Поэтому, думается, нет смысла перечислять всевозможные древесные оттенки. Ведь каждое дерево — это скопление материала большого цветового диапазона, а каждая древесная порода может быть и очень светлой и глубоко темной. В следующей главе мы дадим некоторые описания наиболее характерных древесных пород, с которыми может встретиться в своей практике мозаичист, расскажем и о возможных цветовых градациях рассматриваемого материала. Здесь же поговорим о тех условиях, под влиянием которых возникают в стволе дерева различные оттенки.
Цвет древесины, как и рисунок, понятно, что определяется условиями, в которых растет дерево.
Каждая порода имеет большое количество цветовых оттенков, которые зависят от географической широты местности. В холодных северных районах древесина одной и той же породы будет светлее, чем в южных. Чем теплее климат, тем насыщеннее, ярче окраска материала.
В пределах одной климатической зоны на цвет древесины оказывает влияние почва. На сухих и бедных землях он светлее, чем на плодородных черноземах. Даже образование ядра происходит на плодородных почвах значительно раньше, следовательно, процент темной спелой древесины у таких экземпляров будет больше, чем у тех, что выросли на солонцах.
Если попасть на участки, где ведутся лесные вырубки, можно заметить, что свежие срезы пней рядом росших деревьев одной и той же породы отличаются по цвету: крупные пни. от старых деревьев имеют приглушенный, более темный цвет, чем молодые светлые пеньки. С увеличением возраста постепенно темнеют все древесные породы.
Если рассматривать древесину, полученную от одного и того же ствола, то можно проследить ее постепенное потемнение от вершины к корням. Это объясняется тем, что внизу находится более старая древесина. Там же намотано большее количество годичных слоев, чем в молодых, верхних участках. Ко всему этому, чем ближе к корням, тем шире становится ядро и уже заболонь. Все названные причины приводят к тому, что в прикомлевых частях скапливается суровый, темный материал, а наверху он значительно светлее.
Таким образом, цвет здоровых тканей лесных кладовых зависит от географической широты местности, от количества минеральных солей в почве, от возраста дерева. Кроме того, место расположения в стволе, близость к корням или кроне также влияет на расцветку материала.
Особая роль в раскраске пород принадлежит различным паразитическим грибам, находящим приют на деревьях. Они разрушают ткани дерева и в конечном итоге губят свою жертву — дерево сгнивает на корню. Но в первой стадии поражения физические свойства древесины мало изменяются. Она остается такой же прочной, как и здоровые волокна, к тому же приобретает неожиданные цветовые оттенки. Например, здоровую древесину с голубоватым цветом встретить довольно трудно. Однако грибы синевы заполняют этот пробел и раскрашивают зараженные стволы в серовато-синий или голубой цвета. Поэтому в мозаичных композициях такой материал охотно используется. Из хвойных пород часто синеют ель и сосна, а из лиственных — самшит, береза, осина и бук.
Грибы нападают как на растущее дерево, так и на срубленное. Из живых только болезненные, затененные соседями растения не могут противостоять нападению. Перед здоровыми стволами гриб отступает.
Немалую роль в цветовом богатстве древесины играют сердцевинные лучи. Благодаря их присутствию фанера многих пород приобретает интересное цветовое свойство — своеобразное свечение, внутреннее мерцание древесины. Оно вызывается именно сердцевинными лучами, которые бликуют или становятся темными в зависимости от того, скользит свет по волокнам или направлен перпендикулярно к ним. Древесина, сплошь пронизанная сердцевинными лучами, то светится, то угасает. Особенно сильным перламутровым сиянием отливает под лаковой пленкой береза обыкновенная. Хорошо мерцает древесина осины, тополя, карельской березы и ряда других пород.
Отдельные породы приобретают окончательную окраску лишь после того, как их спилят. Из хвойных пород этим отличается, например, сосна, а из лиственных — черная ольха. После рубки розовое ядро сосны начинает быстро темнеть и в конце концов становится коричневого цвета. То же происходит и с черной ольхой, древесина которой в поваленных стволах приобретает красно-коричневый оттенок. Причина в том, что химические вещества, скапливающиеся в клетках дерева, быстро окисляются на воздухе через торцевые части спиленных стволов, и древесина темнеет. Когда же деревья росли, кислорода для этой цели не хватало.
Особо стоит рассказать о мореном дубе — материале, весьма уважаемом мозаичистами и обладающем наиболее темной окраской из всех пород, произрастающих в нашей стране. Так как мореный дуб приобретает свою окраску в естественных, природных условиях, мы вправе говорить о его цвете применительно к деревянной мозаике.
Вспомним строки К. Паустовского из рассказа «Собрание чудес»:
«На дне лежало несколько темных больших стволов. Они поблескивали слабым и темным огнем, когда до них добиралось солнце.
— Черный дуб,— сказал Лялин,— мореный, вековой. Мы один вытащили, только работать с ним трудно. Пилы ломает. Но уж ежели сделать вещь — скалку или, скажем, коромысло,— то навек! Тяжелое дерево, в воде тонет.
Солнце блестело в темной воде. Под ней лежали древние дубы, будто отлитые из черной стали».
В древесине дуба имеются вещества, которые от соприкосновения с соединениями железа, входящими в состав речной воды, темнеют и придают стволам густой черно-синий цвет, которым славится этот материал.