Последовательность выполнения деревянной мозаики
Деревянная мозаика в России XVI-XVII века
Архивные документы хранят отдельные сведения об отечественных столярах, однако в них нет указаний, кто и какими видами работ конкретно занимался. Словами «столяр» и «плотник» в первой половине XVIII века называли всех, кто имел дело с обработкой древесины. Это обстоятельство создает значительные трудности в поисках имен русских умельцев, впервые освоивших искусство деревянной мозаики. Тем не менее изучение архивных материалов все же позволило несколько приподнять завесу веков и назвать некоторые имена русских мозаичистов. В эпоху Петра I приглашение на работу в Россию иностранных специалистов было обычным явлением, хотя имело характер временной вынужденной меры. Желая иметь свои, отечественные кадры, Петр I и созданная им Канцелярия от строений1 обязывали каждого иностранного специалиста брать в обучение несколько молодых русских мастеров.
Деревянная мозаика после социалистической революции
Однако скорая смерть автора оборвала интересное начинание. Кроме традиций городецкой мозаики, мастера г. Семенова начали изучать и применять искусство села Русское Маклаково. В 1929 году возглавил это направление М. И. Ляхманов, сын известного в свое время мастера Ивана Ляхманова. Его ученики составили мозаичный цех артели «Экспорт», организованный в 1936' году в г. Семенове. Здесь стала изготовляться мебель по особым заказам с мозаичными деревянными вставками.
Изображения для набора деревянной мозаики
В таких наборах пропадает своеобразие древесины, ее уникальное декоративное богатство, сочная резная техника. Искусство мозаики кончается там, где начинается подражание живописным полотнам. Эти разные виды искусства должны жить рядом, помогая друг другу различными композиционными, графическими и цветовыми находками.
Цветовая естественная расцветка для набора мозаики
Так как, кроме цвета, древесина наделена большим разнообразием светлот (как говорят художники, «отличается богатством тона»), а также исключительно изобильными древесными рисунками, можно создавать достаточно выразительные наборы и из небольшого числа пород. Это дает возможность заниматься мозаикой даже тогда, когда разнообразие пород ограничено. Вспомним, например, набор «Август», который почти целиком выполнен из древесины грецкого ореха. Породы дерева в естественной расцветке для мозаики Поверхность древесных фанерок чаще всего не равномерно окрашенная, а слоисто-полосатая. Такая расцветка вызывается разводами годичных колец. Многие породы под прозрачной лаковой пленкой отливают фосфорическим светом, а также имеют свойство менять свой цвет в зависимости от направления лучей света. Поэтому множество древесных оттенков в сочетании с неисчерпаемыми текстурными запасами наполняет древесину особым изобразительным миром.