Главная / Резьба по дереву / Пороки древесины

Пороки древесины используемые мозаичистами

кап берёзовыйТакое крепкое слово, как «пороки», лесоводы употребляют потому, что всевозможные отклонения от нормального роста и развития ствола приводят в негодность большое количество древесины, идущей на строительные и другие нужды народного хозяйства.

И все же в этом разделе мы не станем по традиции ругать пороки древесины. Наоборот, о некоторых из них даже скажем добрые слова. Ведь целый ряд пороков, калеча стройные стволы, одновременно приводит к обогащению природных рисунков волокон. Такая «порочная» древесина пользуется большим уважением у мастеров мозаики.

Наплывы

Среди этих пороков в первую очередь нужно назвать наплывы. Наплыв — это утолщение, нарост на корнях, ветвях или стволах деревьев. В лесу мы часто проходим мимо них, не обращая внимания или даже обронив в их адрес недоброе слово. Право, они не во всем заслуживают такого отношения, ведь в них хранится ценнейший художественный материал. Наплывы по расположению в них волокон делятся на две группы: обыкновенные, рисунок волокон которых напоминает аккуратно расчесанные шелковистые русые волосы (этот наплыв носит название сувель-вал), и капы — наплывы с причудливо закругленными мелкими кружевными узорами. Очень красива древесина капов у грецкого ореха, груши, клена, вишни и особенно березы.

Капы

Капы — это своего рода тайники, где скапливаются нераскрывшиеся спящие почки дерева. Каждая из них многократно обернута древесными слоями. Чем больше почек-глазков, тем сложнее и богаче древесный рисунок.

Форма паплывов, их размеры, количество почек — все это находится в прямой зависимости от условий, в которых растет дерево.

В глубине леса, например, большинство наплывов равномерно охватывают ствол дерева в виде муфты, а на опушках наплывы однобокие. Наплыв растет значительно быстрее, чем диаметр ствола. Чем в лучше климатические и почвенные условия попадает дерево с наплывом, тем быстрее увеличивается нарост, наполняясь богатейшим поделочным материалом.

Древесина наплывов настолько красива, что является продуктом экспорта. Поэтому их специально выращивают. Чтобы ускорить их рост, в практике лесоводства применяются специальные приемы. Например, для обогащения наплыва питательными веществами за счет верхних участков дерева над ним делают перетяжки или пропилы, которые не пускают вверх почвенные воды с минеральными веществами. С этой же целью иногда уменьшают крону дерева. Питательные вещества на нее расходуются меньше, а поступают в основном к спящим почкам. Обилие подкормки ведет к ускоренному росту самих почек и окружающих их годичных колец.

Обычно наплывы бывают небольших размеров, но искусственным ускорением роста доходят до двух метров в диаметре и весят более тонны. И вся эта масса сплошь состоит из красочных волшебных древесных узоров. Весьма ценным на международном рынке считается наплыв грецкого ореха. Бывали случаи, когда отдельные наплывы оценивались наравне с серебром.

В Советском Союзе плантацией по выращиванию и сбору наплывов грецкого ореха являлись леса южной Киргизии, раскинувшиеся на склонах Ферганского, Чаткальского и Атойнакского хребтов на высоте 1400—2400 метров над уровнем моря. Березовые наплывы значительно меньше по величине по сравнению с грецким орехом, хотя в некоторых случаях значительно превосходят его по радостной, янтарной красоте узора. Березовые наплывы встречались во многих областях нашей страны. Особенно их много в Кировской области.

Свилеватость древесины, необычное расположение годичных колец

После наплыва наиболее красивым считается порок, называемый «свилеватостью». Это всевозможные сплетения волокон в стволе дерева, отходящие от прямослойного расположения. Волокна как бы свиваются в пучки, жгуты, узлы. При строгании фанеры из такой древесины волокна попадают под нож по-разному — одни режутся вдоль, другие поперек, третьи под каким-нибудь углом. Перемешиваясь на поверхности среза, они создают перламутровое мерцание. Свилеватые участки могут быть у каждого ствола любой породы, но среди них есть такие, у которых свилеватость — обычное состояние древесины. Прежде всего это сахарный клен и карельская береза.

Сахарный клен в обиходе у мастеров мозаики носит название «птичий или павлиний глаз», так как вся его древесина покрыта мелкими сплетениями волокон в виде узелочков с темными серединками, действительно напоминающими птичьи глазки. Эти узелочки несколько похожи на спящие почки наплывов, только не окружены концентрическими волокнами. В зависимости от различных условий жизни дерева и его возраста узелки-глазки рассеяны гуще или реже на одной и той же площади. В Советском Союзе эта порода не распространена, лишь отдельные образцы сахарного клена есть в Никитском ботаническом саду в Крыму, близ Симферополя.

Очень интересный вид свилеватости у древесины карельской березы. Береза, живущая в суровых условиях Кольского полуострова, имеет необычное расположение годичных колец. Они идут не по окружности, и ложатся волнообразными розетками: чем ближе к середине ствола, тем выше изогнутость лепестков розетки увеличивается. Подобную форму годичные кольца приобретают под ударами очень мощных темных сердцевинных лучей, которые, пробивая слои, прогибают их к центру ствола.

В свою очередь сердцевинные лучи, испытывая напряжение упругих годичных колец, переламываются пополам и их концы складываются «птичкой» в острый угол. Сочетание изломанных сердцевинных лучей и волнистых годичных колец дает в разрезе красивую крапчатую древесину. Темные штрихи могут полностью покрывать поверхность среза или собираться в отдельные группы, чередуясь с совершенно гладкими перламутровыми полями. В зависимости от условий, в которых растет карельская береза, она может иметь вид нормального дерева со стволом, как у обычной березы, или же принимать форму куста с коротким мощным стволом.

Несколько сходную с карельской березой древесину имеет черный тополь (осокорь), так как на месте отмерших сучков у него вырастают всевозможные шишки и бугры. На срезе светлая древесина тополя оказывается покрытой большим количеством бурых и светло-коричневых пятен и глазков вперемешку со струйчатыми завитками и полосками. Вое это сливается в богатый древесный ковер.

Среди других свилеватых пород назовем еще тюльпановое дерево и охарактеризуем его словами К. Паустовского из повести «Колхида»: «Рядом с хурмой... лежали образцы тюльпанового дерева. Вертикальные слои древесины у него были не параллельны друг другу, как у всех нормальных деревьев, а завязаны в замысловатые узлы и узоры».

Одной из разновидностей свилеватости является волнистость древесных волокон. Ее еще называют волнистой свилеватостью. Характер волн может быть самый различный, но наиболее красива древесина, волокна которой струятся широким шелковистым потоком. Такой порок бывает у бука, граба, ясеня, осины, березы. Могут встретиться и другие виды свилеватости, наполняющие материал своеобразным древесным перламутром.

Несколько добрых слов нужно сказать в адрес еще целого ряда пороков древесины, которые в меру своих сил обогащают природные узоры лесных кладовых. Прежде всего мозаичисты должны низко поклониться всевозможным сучкам, встречающимся в древесине. Насколько мешают они столярам и плотникам, засоряя материал, не позволяя его гладко обработать, настолько оказывают добрую услугу мастерам мозаики. На фанере цвет сучков и рисунок волокон в них резко отличаются от окружающей древесины и часто бывают необычайно выразительны, особенно у крупных экземпляров деревьев.

В то же время сучки нарушают строго концентрическое расположение годичных колец, которые вынуждены обтекать препятствие, прижимаясь друг к другу, обходя сучки широкой дугой. Кольца как бы обвиваются вокруг постороннего тела, вставшего на их пути. Такой порок называется завитком. Используя его в деревянной мозаике, можно добиться интересных композиционных решений.

Нельзя обойти стороной порок, который называется «двойное сердце». Он получается в результате разветвления ствола на две вершины. В каждой из вершин образуется по собственному ядру (сердцу), вокруг которых аккуратными окружностями располагаются древесные кольца, создавая пучки упруго перемешанных рисунков волокон.

Древесный порок «крень»

У отдельных деревьев встречается порок под названием «крень». Эти деревья искривлены в нижней части ствола, так как во время роста им, видимо, что-то мешало. Обходя препятствие, ствол изогнулся, да так и остался на всю жизнь. Если такой ствол распалить внизу, то в плоскости среза получится не окружность, а вытянутый эллипс. Сердцевина ствола будет сильно смещена в сторону горба, а годичные кольца с этой стороны — сильно сжаты, скучены, тогда как с противоположной — далеко отходят друг от друга. На продольных срезах таких стволов рисунок волокон будет далек от равномерной прямолинейности.

Есть еще один порок, поражающий нижнюю часть ствола и обогащающий древесную палитру мозаичистов: около земли ствол бывает прорезан глубокими продольными впадинами («ройками»), чередующимися с резко выступающими ребрами. На поперечном срезе комель выглядит огромным цветком, так как годичные слои старательно повторяют все изгибы наружной формы. На строганом шпоне, получаемом от этих участков, оригинальное расположение годичных колец переходит в волнообразную игру линий.

В процессе долгой жизни на ослабленные деревья нападают различного рода гнили, разрушая и одновременно обогащая материал. Наиболее красивую текстуру в первой стадии поражения, когда физические свойства древесины почти не меняются, дает белая мраморная гниль лиственных пород. Заболевшее дерево оказывается пронизанным тончайшими разноцветными линиями. Чаще всего они бывают ярко-белыми или совершенно черными с легкой красной окантовкой. Линии как будто нарисованы пером тушью или белилами. Изгибаясь, резко меняя направления, нити мраморной гнили обогащают древесную палитру мозаичистов коллекцией тончайших гравированных образцов материала.

Внутри ствола могут быть скрыты самые неожиданные цветовые и графические явления. В начале главы говорилось о том, что более светлые крайние слои древесины называются заболонью. По цвету они нередко отличаются от более темной сердцевины.

Двойная заболонь

Но вот встречаются стволы, у которых среди массива темного ядра вдруг вспыхивает одно или несколько светлых колец, очень сходных с цветом заболони. Этот порок, образовавшийся от загнивания внутренней части ствола, называется двойной заболонью. В первой стадии гнили заболевшие кольца древесины остаются такими же прочными, как и здоровые ткани, лишь окраска их резко меняется. Поэтому мозаичисты никогда не пропускают материал с подобным цветовым подбором.

Таким образом, за внешней ненримечательностью наростов, сучков, древесных горбов, гнилей и т. д. оказываются сокрыты многие тайны древесной палитры. Рассмотренные пороки, безусловно, снижая строительные качества леса, попутно наполняют природные кладовые неисчерпаемыми запасами превосходных древесных кружев. Не будь их, мастерам мозаики трудно было бы что-либо создать из равнодушно-полосатой «непорочной» древесины.